24-ая международная конференция Арт-терапия сегодня
«Искусство как ответ»
В течение 2020 г. все мы столкнулись с вызовом пандемии, серьезными изменениями привычного уклада жизни, напряженной социальной ситуацией и иными трудностями. Каждый из нас по-своему пытался с ними справиться, однако обращение к искусству и творчеству – это те способы личностной адаптации, которые характерны для нашего арт-терапевтического сообщества. Мы помогаем себе и другим справляться с жизненными испытаниями и недугами, обращаясь к целительному потенциалу искусства.

На этой виртуальной выставке представлены творческие работы арт-терапевтов из разных стран, созданные в течение 2020 г – начала 2021 г., отражающие характерные для них способы и формы творческой личностной адаптации. Благодаря организации такой выставки, мы можем поддержать и обогатить друг друга, утвердить творческое отношение к жизни, поэзис, как один из основополагающих принципов.
Художники
  • Богачев Олег
    зав. отделением медико-социальной реабилитации Комитета по здравоохранению Ленинградской области, ГКУЗ "Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями". Член Совета, почетный член Арт-терапевтической ассоциации.
«Все эти картины писались на работе, куда я приходил раньше всех, чтобы побыть в тишине и спокойствии, собраться мыслями и настроится на день грядущий. С начала пандемии и по сей день наш Центр работает и оказывает всестороннюю медико-психо-социальную помощь людям, живущим с ВИЧ и ВХГ (гепатитами). Но в начале карантина ушли в оплачиваемые отпуска все сотрудники старше 60 лет, а остальные стали работать посменно, а я работал 4 раза в неделю, как заведующий отделением, заменяя трех сотрудников.

Постепенно стала проявляться усталость, неопределённость... Сильным ударом для меня была отмена поездки в Шотландию на остров Айла. Чтобы собраться и лучше понять свои чувства, я стал обращаться к технике, связанной с рисованием водой и гуашью.

Вода вытягивала из меня неоформленные корпускулы чувств, мыслей, и с помощью красок я вырисовывал определенные образы. На основе созданных картин я затем писал стихотворения, которые проясняли смыслы нарисованного. Таким образом мне удавалось кое-что осознать, понять свои чувства и мысли, стать на краю воронки и созерцать».
Лежал он однажды,
Дремал на рассвете.
И как-то привиделось ему -
Дяде Пете,
Что он оказался
Верхом на комете,
Летяще-парящей
Над городами,
Садами, полями,
Морями, снегами…
Не всё понимал
На лету дядя Петя,
Но с каждой минутой
Сквозного полёта
Восторга слова
Вырывались из рота
И рассыпались
В леса и болота,
Из них вырывались
На волю птенцы-
Звенели-чирикали
Как бубенцы,
И мир наполнялся
Озвучьем широким,
А жизнь насыщалась
Смыслом глубоким…
Вот так полетал
Во сне на комете-
Под утро таинственный
Дяденька Петя.
(СПб., 17 июня 2020 г.)


«Пожары и птицы во сне дяди Пети, когда он летал на парящей комете» (Бумага, гуашь)
Тоска по Тоскане

Словно рыба в стакане,
Ведь я там
Не бывал никогда.
Не бродил я лугами.
Не шлялся полями
И не бегал ногами
По морю Тирренскому,
Я.
Там воздух наверно
Напитан струями
Олив, кипарисов и роз...
...За окном
стылый Питер.
Снег с дождем
И лёгкий мороз.
...Но над розовым
Солнцем Тосканы
Бродят тени великих людей-
Буонарроти и Данте
Сомкнули стаканы.
Леонардо
Смеётся над Сандро
И чихает на свет Галилей.
Посмотрю на "Весну"
Боттичелли,
Освежусь, впечатлюсь, унесусь
В приоткрытые светлые двери
И в Тоскане,
Как дождик прольюсь.
(СПб., 10 февраля 2020 г.)

«Тоска по Тоскане» (Бумага, гуашь)
Пикты жили...

Пикты были...
Пикты, где же вы сейчас?
Может в скалах вы застыли
иль в эфирных облаках?
Может горными ручьями
Говорите вы струями,
Тихим шорохом листвы
Нам толкуете про сны...
Или вы в шотландских виски
растворились ячменём,
или скачете в Лондоне
разукрашенным конём?
Странно...странно Пикты жили
По -пихтянски говорили,
Жали, сеяли, варили,
Стригли ногти, пиво пили...
Странно...странно...пикты были...
(СПб., январь 2020 г.)

«Пикты были...» (бумага, гуашь)
Где двое, там и...
Трое,
Где двое, там и...
Бог.
Где двое, там...
Живое-
Меж глаз и рук, и ног.
Где двое, там и
Время
Становится другим,
Отчетливей виднеется,
Что стало дорогим.
Где двое, там и
Ветер колышет волоса,
Немного уж подсели наши голоса.
Где двое, там и тихо,
Хоть всё вокруг трещит -
Над нами куполоидный
Завис вселенский щит.
(СПб., 18 марта 2021 г.)

«Где двое, там и...» (бумага, гуашь)
  • Копытин Александр
    д.м.н.. проф. кафедры психологии СПбАППО, председатель Арт-терапевтической ассоциации, учредитель и исполнительный редактор сетевого научного издания «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика»
  • Александра Дворникова
    окончила Санкт-Петербургскую художественно-промышленную академию имени А. Л. Штиглица, прошла профессиональную переподготовку со специализацией по арт-терапии на базе СПбАППО и профессиональную переподготовку по клинической психологии. Независимый художник и частнопрактикующий арт-терапевт. Арт-директор сетевого научного издания «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика».
Александра Дворникова и Александр Копытин в 2020 г. объединили свои усилия, создавая цикл «"Зеленая"книга Героев». Александра создавала иллюстрации, интуитивно выражая то, что связано с архетипом; Александр писал для них тексты, стремясь передать смыслы, скрытые в символических образах. Процесс работы над циклом связан с моделью Пифии и Жреца, где есть интуитивное символообразование и рациональное осмысление; где двое находятся в диалоге с постоянным обменом образами и смыслами. Данный тандем – сотворчество художника и ученого, женщины и мужчины (анимы и анимуса), юности и зрелости, что позволяет раздвигать рамки индивидуального восприятия и более широко исследовать реальность.

Вот что они написали по поводу своего совместного проекта.

Цикл «"Зеленая"книга Героев» основан на использовании архетипических образов и сюжетов. По своей структуре он перекликается с Большими арканами Таро, Книгой Перемен и иными универсальными символическими системами, описывающими жизненный цикл человека и его связи с окружающим миром. Наше совместное участие в этом проекте – это попытка «озеленения» антропологии – утверждения природной сущности человека, общего основания человека, природы и мироздания. Через картины и тексты мы хотели бы поделиться теми спасительными и исцеляющими смыслами, которые мы искали и нашли за прошедший год. Мы это делали, стремясь объединить художественный и научный методы познания.

Работая над «"Зеленой" книгой Героев», мы исходили из единой онтологической перспективы рассмотрения Природы и Человека, и, в то же время, особых качеств Человека, не сводимых к качествам природных основ его бытия. Эта позиция характерна для экогуманитарного подхода, концепции экопоэзиса как сотворчества человека и природы, представленных на страницах сетевого научного журнала «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» (www.ecopoiesis.ru)

Цикл передает архетипическую матрицу реальности, в которой, по словам Марии фон Франц, архетипы организуются определенным образом во времени, порождая универсальные прототипические последовательности и общие закономерности развития всех ситуаций. Как день сменяет ночь, так и жизненные события подчиняются определенным естественным ритмам и всегда имеют мифологические прототипы.

Цикл также передает идею Странствия Героя , осуществляемого человеком в единстве с жизненной средой, в общей с ней динамике развития, в то же время, подчас идя ей наперекор, бросая вызов естеству, и в конфронтации с ним внося в универсальное нечто уникальное, ибо каждый Герой – это экзистенция, порождающая себя неповторимость. В процессе Большого Странствия, взаимодействуя с природой, культурой и космосом, Герой не только раскрывает сущностные характеристики жизненной среды, но и преобразует ее и творит себя. Поступки Героя, жизненный цикл человека, имеют сходство с тем, как ведут себя разные живые организмы, экосистема, космос. В то же время, в процессе своего Странствия Герой утверждает свою человеческую сущность в ее единстве и, в то же время, противостоянии с Творцом, Природой, соединяет неповторимость своей личной траектории развития с универсальностью форм природного и культурного бытия.

Каждое произведение цикла имеет название, обозначающее определенное архетипическое проявление в человеке и его жизненной среде, действующее как порождающий, синергетический механизм, участвующий в отношениях человека с его жизненной средой, существует как в психическом, так и в физическом мире, мире живых организмов, в экосфере.

Работая над проектом, мы обнаружили, что каждая архетипическая ситуация, представленная иллюстрацией, раскрывает некое специфическое качество. Например, "смерть" отсылает нас к завершению и перерождению, "маг" связан с трансформацией, исцелением и служением, а все ситуации в целом складываются в определенную последовательность, точнее, ризому (согласно философии постструктурализма Ж. Делёза и Ф. Гваттари) – мыслящую, чувствующую и обладающую Сердцем животворящую вселенскую матрицу. Однако без Героя, увенчанного терновым венцом, его выбора, свободной воли и поступка, ее дары остаются потенциалом, навью. С ним они становятся явью.


На карте «Сила» изображена молодая женщина в длинном свободном платье и распущенными, спускающимися до земли рыжими волосами. Возможно, она преподносит цветок огнедышащему дракону. Однако, до конца не ясно, кто кому дарит цветок. Похоже, что они вместе его держат и одновременно преподносят друг другу.

Данный архетипический образ выражает конфронтацию и взаимодополнение инстинктов и сознания, физического и духовного, животного и человеческого, представленных в двуединой сущности самого человека, его способности преображения «сердца каменного» в «сердце плотяное» («И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное». Иезекииль 36:26). При этом, однако, природное, инстинктивное, животное начало не отрицается и не подавляется разумом, но принимается и преображается, создавая с ним вместе прекрасное и жизнеспособное единство.

Цветок воплощает эстетический принцип, принцип красоты (эстезиса) в его единстве с деятельностным принципом поэзиса – творческого начала в человеке и жизненной среде. Эти принципы реализуются на основе партнерства природного и человеческого. Естественная красота как проявление природной жизни «питает» красоту как важнейшую часть культурного опыта и через него преобразуется и одухотворяется.

Эта карта – напоминание о спасительном даре превращать природную данность в «выразительное и говорящее бытие» (по выражению М.М. Бахтина), постигать сокрытую в недрах человеческого существа и природы прекрасную и выразительную сущность с ее способностью к сопереживанию и пониманию.

Образ также напоминает о способности постигать «священную» красоту тела, аффектов, влечений и порывов, «дикость» и страстность, ощущать себя частью не только человеческого, но и нечеловеческого мира – мира природы – с его колоссальной энергией и волей к жизни, а также о способности «озолотить» их даром любви и милосердия.

Образ приглашает встретиться с силой страстей, влечений и порывов, войти в «плоть и кровь» этого мира и соединить животное царство и царство духа, принять красоту естественных проявлений. Постигая и поддерживая их в себе и вокруг себя, мы можем раскрыть свою нежную и чувствительную душу и «душу мира», чтобы вместе с ним идти по пути красоты и созидания.

СИЛА

СОЛНЦЕ
На карте «Солнце» изображена обнаженная мужская фигура титанических размеров с солнечным ликом, заливающим все своим светом. Фигура царствует посреди пейзажа с обилием хвойных и лиственных деревьев. Она соединяет собой землю и небо.

«Солнце» заключает в себе множество значений. Одно из них – это движение к свету души, свету мира, ясному сознанию и пониманию окружающей реальности и себя в ней, обретению смыслов существования как важнейшей опоры для человека. Картина выражает активную позицию познающего мир индивида, стремящегося обрести контроль над реальностью на основе добытого знания. Это – символ цивилизованного человека, верящего в разум и познаваемость мира, способного преодолевать трудности бытия и создавать новую реальность социума и культуры с их высшими ценностями разума, свободной воли, труда и справедливости.

В то же время, «Солнце» как архетипический символ может также указывать на определенные трудности в отношениях с ночной реальностью, миром чувств, бессознательного, иррационального, инстинктивного, телесного начала, тенями своей животной природы, а также о страхе перед ними и склонностью к их демонизации и изоляции.

«Солнце» может выражать качества активности, порой переходящие в гиперактивность и одержимость, сильного (иногда возможно раздутого) эго, когда мир воспринимается как арена для самоутверждения и доминирования. В то же время, без тех качеств, которые символизирует данный архетип, личность может испытывать трудности социальной самореализации и дефицит самосознания и самоуважения.

«Солнце» выражает мужское начало, анимус, космологический принцип, отвечающий за внешнюю активность, упорядочивание, целеполагание и развитие. Оно может подтверждать раскрытие внутренней мужественности (анимуса) у обоих полов, проявление качеств воли, интеллекта, активности, целеустремленности и амбициозности (доминантности) в личности как мужчины, так и женщины, предпосылки для создания семьи и реализации своей роли мужа и отца.

Свет солнца являет себя по-разному. Иногда он обжигает и убивает, и это значит, что однобокий, не сдерживаемый и не согласуемый с природой разум, помноженный на раздутые амбиции, может нести смерть и разрушение. Но он также может проявлять себя более мягко и мудро – как свет вечернего солнца, принимая и лаская мир и воздавая должное естеству и границам дня, медленно переходящего во тьму ночи. Так мужское постигает свой предел, смиряется и начинает постигать, уважать и ценить более тонкий и неброский свет – свет Луны, женской сущности.

С точки зрения символизма алхимического процесса, Солнце, световой день являются выражением того, что происходит на стадии цитринитас (желтизна) – превращение серебра в золото. Следующая же стадия, рубедо (красная), ознаменованная соединением (браком) противоположностей, в качестве своего продукта имеет великий эликсир, или магистерий. Когда Солнце сойдет со своих высот, склонится над землей и соединится с ней, погружаясь в мистериальную бездну ночи, оно вместе с ней переживает оргазм и порождает новое.

Образ словно приглашает нас: Обретая смысл и контроль над средой и своей жизнью, верьте в себя. Ваш труд, воля, целеустремленность и справедливость помогут Вам добиться успеха. Эти качества могут быть важными не только лично для Вас, но и для других. Благодаря Вашим инициативам и усилиям, Ваши близкие будут чувствовать исходящую от Вас опору, а те, кто еще от Вас далёк, могут оказаться рядом с Вами и пойти вместе с Вами или за Вами. Будьте осторожны, используя свои разум, авторитет и власть. Слушайте малых и слабых, тех, кто в тени, а также свою аниму. Они расширят горизонты Вашего знания и Вашего сердца, и тогда Ваши воля и разум помогут сделать Вашу реальность не только более правильной, осмысленной и предсказуемой, но и более сердечной, мудрой и красивой.
На карте «Башня» представлен центральный образ дерева, берущего свое начало из бездны с вырывающимися из нее языками пламени. В его кроне видны мириады небесных тел и светил. Все это указывает на то, что данное дерево не простое, а вселенское. Через него и вокруг него действуют силы поистине космического масштаба. Хотя оно внешне похоже на обычные деревья и окружено земным лесом, оно является напоминанием, что мир человеческий и природный едины и включены в целостную картину мироздания, законы которого лишь отчасти ведомы человеку.

К дереву приставлена лестница – символ восхождения и спуска, возможности движения, развития и познания вместе с естественными динамиками мироздания. Однако, поскольку эта лестница рукотворная, а путь наверх тяжелый, она содержит в себе потенциал падения и крушения.

«Башня» обозначает, с одной стороны, зыбкость человеческого существования, и, с другой стороны, единство человека и его жизненной среды, вместе с ней и в ней переживающего циклы смерти и возрождения, и вместе с ней идущего по пути развития и эволюции. Карта передает идею краха и разрушения, происходящих в жизни человека вследствие вторжения энергий более высокого порядка, совладать с которыми он не в состоянии, нередко воспринимаемых им как «наказание» или несправедливость.

«Урок» данной карты заключается в том, чтобы принять действие обстоятельств непреодолимой силы, понять их как проявление естественных законов. Человеческий разум, тем не менее, даже в этих условиях будет стремиться понять природу катастрофических явлений и пытаться выработать определенные способы их предсказания или совладания с ними. И это может быть вполне реально.

Колоссальные силы, сокрушающие Башню, есть не только силы разрушения, но силы созидания. Они могут не только отнимать, но и что-то давать. Эти силы – естественная часть мироздания и социального мира, к которым человек может быть приобщен.

Этот образ – напоминание о том, что, падая вниз, переживая сокрушение плодов своего труда неподвластными, неведомыми нам силами, мы можем сохранять ясное сознание. Мы можем постараться постичь природу и законы действия этих сил, познать и научиться прогнозировать их проявления, чтобы сохранить себя, своих близких и свое достояние. В то же время, она приглашает нас принять границы своих возможностей, конечность своего Я и своего мира.

Она приглашает нас: Откройте свои глаза и пробудите свое сердце, чтобы увидеть свой земной путь как часть Древа Жизни. Прокладывая свой маршрут в пространствах природы и культуры, ввысь и в глубину, соединитесь с земным основанием и высотой космоса посредством разума, веры, любви и творческого вдохновения. Проявите инициативу, трудитесь и действуйте, познавая мир и выстраивая новые, экологичные способы взаимодействия с ним. Вместе с могущественными силами мироздания порождайте плоды земные и небесные. Но и давайте себе отдых, зажигая субботние свечи.


БАШНЯ
  • Шон Макнифф
    художник, оказавший значительное влияние на развитие представлений о креативности, искусства в исцелении, а также на исследования, основанные на искусстве, развитие арт-терапии в разных странах мира, преподавая арт-терапию на разных континентах. За свою работу МакНифф получил различные награды, в том числе звание почетного члена Американской арт-терапевтической ассоциации. Создал первую интегрированную программу обучения искусству в области терапии и образования в университете Лесли. Один из родоначальников экспрессивной терапии, почетный профессор Университета Лесли (Кембридж, шт. Массачусетс, США)
В текущий момент значительной цифровой зависимости в период всемирной пандемии, в виртуальной галерее профессиональной арт-терапевтической конференции мне было бы интересно представить мои избранные картины, существующие только в цифровом формате.

Двадцать пять лет назад я начал экспериментировать с рисованием в Adobe Photoshop. Работа оказала большое влияние на мое творчество в целом, на создание картин на физических носителях. Однако, мои произведения, созданные в Adobe Photoshop, никогда не печаталась и не выставлялась. Они лишь просматривались на экране. Недавнее развитие концепции NFT (non-fungible token) – уникального цифрового объекта – поддержало новые взгляды на искусство, созданное в виртуальной реальности. На этой экспозиции я показываю два типа картин - три быстрых и спонтанно созданных, а также несколько более продуманных изображений. Все они были сделаны довольно быстро в программе Photoshop, нарисованы мышкой, подключенной к портативному компьютеру. Изображения однако созданы в духе характерной для меня общей реакции на окружающую среду через воображение.

Я ранее неоднократно писал о многих преимуществах, которые дает цифровая живопись для сохранения работы и возврата к более ранним итерациям, создания нескольких версий одной и той же композиции, легкого доступа к ярким и чистым цветовым выразительным возможностям, мазкам и т. Д. Медиа-функции вместе со всем спектром вариантов цифрового искусства обладают огромным потенциалом для практики арт-терапии, что выходит за рамки этого краткого заявления.

Пандемия вызвала неожиданные и немедленные изменения в сообществе арт-терапевтов, которое ранее неохотно пользовалось цифровыми медиа. В ответ на написанную мною статью 1975 года, знакомящую арт-терапевтов с возможностями электронного искусства, один известный и консервативный представитель сообщества сказал: «Арт-терапия - это рисование, живопись и лепка из глины». Я хочу сказать сейчас арт-терапия должна открываться для всего спектра текущих художественных возможностей, чтобы охватить практики визуального искусства целом и предоставить клиентам и арт-терапевтам разные средства творческого самовыражения, соответствующие их потребностям. Цифровые медиа являются частью более широкой системы художественного самовыражения. Любая форма визуального искусства, начиная с объектов природного мира, и заканчивая цифровыми технологиями, имеет право на существование и вносит свой вклад в целое.



  • Назарова Наталия
    кандидат психологических наук, медицинский психолог, частнопрактикующий арт-терапевт; член Совета, действительный и почетный член Арт-терапевтической ассоциации
Пандемия коронавируса и последовавшие в связи с этим изоляция, карантин и нерабочие дни вызвали серьезные изменения в моей жизни. Изменилось все. От жизни в огромном городе с толпами людей, от ежедневных поездок в переполненном транспорте, от ежедневной работы с большим количеством пациентов, общения с коллегами и друзьями, посещения музеев, выставок, театров и концертов ничего не осталось. Мы живем вдвоем с мужем за городом, в лесу, среди старых высоких елей. За целый день встречаем в лучшем случае одного человек и собаку. Я ушла с работы. С клиентами, бывшими коллегами и друзьями общаюсь только по телефону или Скайпу. Выставки, музеи и спектакли посещаю только виртуально. Из транспорта только машина…

Но жизнь на природе позволила больше сосредоточиться на том, на что не хватало времени и энергии в суете буден. Мой внутренний художник, моя творческая, по-детски любопытная часть меня, очень помогает мне сейчас. Я успеваю замечать изменения в природе, видеть оттенки солнечных восходов и закатов. Я учусь узнавать птиц и различать следы животных. Я радуюсь жизнелюбию червяка, ползущего по снегу. Я удивляюсь жизнестойкости тритона, попавшего в воду для бурения скважины. Я наблюдаю, как распускаются, цветут и затем вянут цветы, как созревает урожай. Слушаю музыку дождя, барабанную дробь града и приветствую первый снег. Я восхищаюсь тому, каким оказывается разным бывает снег, я замечаю многообразие его оттенков…

И я могу писать картины после долгого вынужденного перерыва, когда на них не хватало времени и вдохновения. И фотографирую, фотографирую, фотографирую… Творчество помогает мне справляться с неопределенностью, помогает концентрироваться на деталях, и вместе с тем, строить грандиозные всеохватывающие планы. И тогда отступают все негативные мысли, страхи и неуверенность перед завтрашним днем. Творческий поток захватывает меня и углубляет в настоящем, наполняя это настоящее огромным смыслом.


«Размышления о коронавирусе»

Эта серия фотографий родилась из моих размышлений о природе коронавируса. На что похож коронавирус, как его можно себе представить? Рассматривая разные природные явления, я пыталась представить, на что он мог бы быть похож… На воздушные пузырьки на поверхности воды или на странные маленькие грибочки? На ледяные узоры, затянувшие лужу, или на капельки росы на травинках? На ярко-оранжевые грибы, больше похожие на цветы? Когда сопоставляешь что-то неизвестное, пугающее своей глобальностью и непредсказуемостью, с чем-то конкретным, с тем, что реально видишь и можешь потрогать, становится уже не так страшно, а иногда это может даже превратиться в забавную игру. Непредсказуемость отступает, можно продолжать жить дальше.

«Вместо путешествий»

Я очень люблю путешествовать по разным странам! Новые места, новые впечатления, запахи, вкусы, звуки незнакомой речи, встречи с новыми людьми… Такие путешествия наполняют меня энергией, дают новые силы, отодвигая на время ежедневную рутину. Но пандемия закрыла границы. Мне очень не хватало возможности поехать куда-нибудь. Тогда я стала пересматривать свои фотографии и уже написанные картины после прежних путешествий, а также еще недописанные картины и вспоминать идеи еще ненаписанных картин. Мне удалось завершить начатое и создать новое. Как-будто съездила в эти места!

  • Светлана Пастухова
    художник-керамист, преподаватель керамики, учитель изобразительного искусства, ведущий образовательных и арт-терапевтических программ в ГОАОУ «Центр непрерывного образования обучающихся с особыми образовательными потребностями «Траектория»» (г. Грязи, Липецкая обл.), старший преподаватель кафедры изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского». Имеет высшее художественно-педагогическое образование, прошла профессиональную переподготовку по дефектологии и арт-терапии.
Бусы

Глина, глазури, текстиль; лепка, роспись, низание. 2020-2021.

Важным и актуальным всегда было и особенно проявилось в период пандемии выполнение бусин и собирание из них бус. Отдельная история – цвет в керамике. Экспериментировала с глазурями. Много внимания уделила поиску цвета в малых формах, в том числе украшениях типа «сосуда здоровья» (небольшой емкости, имеющей отверстие для содержания в нем ароматического масла). Представленные изделия имеют прямое отношение к проводимым во время пандемии онлайн-тренингам, в ходе которых в том числе рождались эти формы. Поиск цвета – очень интересный интуитивный процесс. Бусины для меня явились своего рода пробниками новых глазурей. Многие из них проходили многократный обжиг и имеют очень сложный цвет, удивительной красоты оттенки и нюансы.

В процессе изготовления керамических бус очень много терапевтического потенциала, начиная от лепки бусин (в том числе технология «скачивания-скатывания», которой делилась на проводимых тренингах и мастер-классах), декорирования (поиска цвета) и заканчивая монтажом и примеркой. Свободно лежащие бусины – отрада для глаз и призыв к тактильности. Из готовых бусин очень терапевтично «сочинять бусы» по настроению. Отдельно стоит сказать про тренировку чувства цвета, своеобразный тренинг колористического, композиционного мышления. И, конечно, очень важным этапом для меня является фотографирование изделий. Они проживают новую жизнь, будучи запечатленными на камеру и представленными в качестве изображения, где предмет и фон находятся в диалектическом единстве.
Гончарная посуда традиционных форм

Глина, глазури; гончарное формование, лепка, поливание. 2020.

В период нестабильности захотелось обратиться к устоявшимся формам. Каждая из форм традиционной посуды имеет четкую функциональную принадлежность. Кувшин имеет ручку и носик. Сосуд для хранения (некоторые кувшины, кубышка) - округлое тулово и узкое горлышко. Горшок идеально приспособлен для нагревания на открытом огне. В макитре удобно хранить продукты. Крынка – сосуд для хранения молока, и форма ее (округлое тулово, вытянутое горло, слегка отогнутый венчик) полностью отвечает этой функции. Молоко отстаивается, сливки собираются в области горлышка. Горлышко крынки настолько широко, что в него беспрепятственно проникает рука человека (чтобы мыть сосуд изнутри), и настолько узко, что его можно обхватить и удержать одной рукой. Кадильница – сосуд для огня. Миска – содержит и демонстрирует содержимое. Вся посуда удобна в пользовании и в то же время имеет четкий плавный силуэт, гармоничные пропорции. Форма такова, что она призывает взять себя в руки и насладиться гармонией декоративного и прикладного. Это всегда привлекало меня в традиционном искусстве. Даже если ты не будешь пользоваться этой вещью, она будет стоять и «организовывать пространство» вокруг себя, задавая тон всему интерьеру.

Эти предметы я делала, будучи в ВДЦ «Орленок». Мне было важно и интересно включать окружающую среду как свидетеля и своеобразного фасилитатора процесса создания и взаимодействия меня и других людей с продуктами моего творчества. Создание фото и видео ряда – очень важная для меня часть творческого процесса, осознавания содеянного.

  • Тургель Вероника
    канд.пс.н., доцент, Институт специальной педагогики и психологии (им. Р. Валленберга) и ЛГУ им. Пушкина, частнопрактикующий психолог
Не могу сказать, что пандемия и период самоизоляции существенно нарушили мою жизнь. Я много работала, причем в основном в обычном режиме, проводила время с семьей, занималась творчеством, открыла для себя йогу.

В это время я была рядом с моими близкими, мы ездили на природу, я позволяла себе гулять по городу, читала, чаще готовила что-то вкусное для своих родных. Писала картины, плела мандалы и ловцы снов.

Именно ловцы снов мне бы хотелось представить на выставке.

«Классический» ловец снов (представлен на фотоавтопортрете) с перьями цвета иван-чая символизирует середину лета, женскую силу и исцеляющую поддерживающую силу природы. Поездки на природу делали в это время мою жизнь радостной и наполненной.

Ловец снов в зеленовато-холодных тонах (Рис. 2) с натуральными самоцветами – яшмой и агатами, со свисающим в центре агатовым сердцем и морскими ракушками отражает любовь к Санкт-Петербургу, моему родному городу, где я родилась и выросла. Этот город был так замечательно безлюден, чист и красив в период изоляции, когда не было толп людей, избытка транспорта и суеты.

Чтение приятных и полезных книг, таких как «Бегущая с волками» Кларисы Пинколы Эстес – хорошее занятие во время карантина. Под впечатлением от легенд о волках, как тотемном внутреннем животном первозданной женщины, сплела ахроматический ловец снов (Рис. 3), сочетающий оттенки белого, серого и черного.

Ну и наконец, уютные чаепития в прохладные дни с ароматным красновато-золотистым чаем, ассоциировались у меня с теплом красного и рыжего сердолика, вплетенного в изделие теплых оттенков с деревянными бусинами и ракушками каури (Рис. 4).

  • Коваленко Илья
    психоаналитический психолог, арт-терапевт, руководитель и основатель Международной школы арт-терапии, действительный член Российской арт-терапевтической ассоциации
Натюрморт с чайником, яблоками и прихваткой



Во время карантина моя семья, как и многие другие, оказалась замкнутой в стенах квартиры. При этом у взрослых продолжалась активная работа, консультации, у детей – занятия в школе. Все перешло в незнакомый онлайн, выход на улицу был ограничен. Напряжения было много. И каждому остро не хватало личного пространства, личного времени.

В выходной день я решил порисовать. Я вспомнил что так давно не рисовал, и теперь было подходящее время. Многие обычные дела были недоступны или ограничены, гости и прогулки запрещены. Я поставил на кухне простой натюрморт из попавшихся под руки чайника, яблок и прихватки.

Когда я начал рисовать, этим заинтересовалась жена и присоединилась ко мне. Она тоже давно не рисовала и любит это. Затем подключились младшие дети. Их привлекло это необычное действо, которое разворачивалось на нашей маленькой кухне. Под конец даже скептик, дочь-подросток, которая не любит рисовать, вышла, чтобы посмотреть кто что рисует, у кого что получается. В итоге мы устроили мини-выставку с просмотром.

Это было то самое время, когда каждый мог побыть сам с собой, рисуя незамысловатый натюрморт с чайником, яблоками и прихваткой. Каждый смог замедлиться, посидеть, посмотреть. На небольших картонках или листах бумаги помещались, находили свое место предметы. Затем они вступали во взаимодействия формами и цветом, играли цветовыми рефлексами, поддерживались фоном. Что-то не получалось, что-то получалось.

Мы нарисовали обычные этюды, отнюдь не шедевры, но в каждом был свой взгляд, свой ракурс, своя индивидуальность. Младшая Маруся, вообще, смотря на натюрморт, нарисовала наш двор с травой, детской площадкой и скульптурой. Без людей. Кажется, после этого спонтанного рисования на кухне мы больше почувствовали каждый свое место и друг друга.

  • Памела Уитакер (Ирландия)
    доктор философии, директор магистратуры по арт-психотерапии, Ольстерский университет, Белфастская школа искусств (Северная Ирландия). Основатель и руководитель некоммерческой организации Groundswell, занимающейся созданием произведений лэнд-арта и организацией культурных мероприятий в городских садах Дублина силами арт-терапевтов, художников, социальных активистов и новаторов. Член редакционного совета международного сетевого научного журнала «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» https://ecopoiesis.ru/
Цветочный церемониал

Цветочные букеты сохраняются как церемония, знак почтения ушедшим.
На моем пути они были памятными, как своеобразная выставка на деревьях.
Они были посланием, которое продолжало звучать, и, хотя оно потускнело, оно взывало к нам и порождало благоговение.
Цветочные коллекции и церемонии – путь утешения,
Наполненный интенцией,
Переживанием значимости сердечного отзыва и воспоминаний,
Праздник жизни и памятное приношение,
Свидетельство личного и доступного святилища.

  • Доктор Кристофер МакХью (Ирландия)
    преподаватель керамики и ведущий специалист по глобальному взаимодействию в Белфастской школе искусств Ольстерского университета (Северная Ирландия, Великобритания). Его практические исследования керамики исследуют взаимосвязь между художественной и археологической методологиями, часто сосредотачиваясь на конкретных архивах, музейных коллекциях и сообществах. В рамках этой деятельности Крис интересуется, как взаимодействие с материалами и продуктом может улучшить благосостояние и способствовать социальной интеграции. В 2016 году он был научным сотрудником Совета по исследованиям в области искусства и гуманитарных наук в Университете Сандерленда, Великобритания, где он разработал проект изготовления керамических изделий с ветеранами вооруженных сил.
«Общение с Чеджу Скория», сосуды 1-5 (2020)
Материал: Чеджу Скория
Размеры: 10 x 10 см


Данная серия работ представляет собой эксперимент по изучению артефактов, сделанных в рамках проекта под названием The Clay Reader - Scoria, Scoria, Jeju Scoria, посвященной творческому потенциалу вулканического шлака с острова Чеджу, Южная Корея. Эти сосуды были сформированы и обожжены в формах из гипса с использованием процесса, напоминающего технику pâte de verre при формовании стеклянной фритты в печи. Внутренние части форм были текстурированы или оформлены простыми изображениями. Проект планировалось осуществлять в резиденции на острове Чеджу, однако впоследствии, из-за пандемии коронавируса, его пришлось завершать дистанционно.

Проект также является отсылкой к концепции «соответствия» антрополога Тима Инголда (2013), в которой акт создания зависит от взаимно конструктивных отношений между материалом и сенсорной осознанностью создателя. Мое собственное общение с Jeju Scoria включало серию экспериментов, благодаря которым я постепенно понял, как я могу работать с этим материалом. Это был почти алхимический процесс, который включал попытку приручить этот относительно несовместимый материал. Также было важно принять во внимание особые свойства шлака. Полученные в результате предметы имеют примитивный археологический вид, в котором природные качества этого вулканического материала сливаются с культурными отсылками.

Ingold, T. 2013. Making: Anthropology, Archaeology, Art and Architecture, London; New York: Routledge.

https://pure.ulster.ac.uk/en/persons/christopher-mc-hugh

Дополнительная информация

О проекте:
https://pure.ulster.ac.uk/en/activities/the-clay-reader-scoria-scoria-jeju-scoria-artist-in-residence

Статьи:
https://pure.ulster.ac.uk/ws/portalfiles/portal/89629604/_Christopher_McHugh.pdf

Работы:
https://pure.ulster.ac.uk/en/publications/corresponding-with-jeju-scoria-artwork

Фильм:
https://www.youtube.com/watch?v=lgC9HRoRsis
  • Э'Корт Беверли
    сертифицированный арт-терапевт, работает на базе Финдхорн Фонда, участвует в ряде международных социальных арт-терапевтических проектах, ведет частную практику (Финдхорн, Шотландия)
Я провела много времени, прогуливаясь по время локдауна недалеко от моего нового дома, наблюдая за местной экологией, собирая, сортируя и собирая разные природные и неприродные объекты.

Мне было очень приятно контактировать с березовой корой из местных левов и использовать ее для создания изделий. Береза часто она в истории медицины и мифах ассоциируется с целительством как в Шотландии, так и в России, поэтому является подходящим природным материалом, затрагивающим вопросы здоровья и защиты.
Я использовала березовую кору при создании работы «Березовый хранитель»

Мое личное стремление больше времени проводить, общаясь с дикой природой тесно связано с коллективной заботой о планете. Работа «Молитвенный дом» является одной из серии работ, над созданием которых я продолжаю трудиться. Эта произведение включает старые компьютерные части с кораллами западно-шотландских островов и представляет собой визуальную молитву, взывающую к тому, чтобы Природа преобладала над цифровыми технологиями. Хотя инфраструктура 5G технологии устанавливается во время пандемии в то время, как население оказывается запертым в помещении и не может наблюдать за этим процессом и испытывать сомнения, касающееся его воздействия на здоровье.

Закрытие всех образовательных и рекреационных программ сильно повлияло на сообщество Финдхорн. Хотя оно выживет, но какое-то время в у его представителей было много опасений, связанных с его будущим и возможных увольнений.

Композиция, созданная из лепестков розы и другие мандалы, являются примерами простого домашнего искусства, мотивированного моим желанием выразить благодарность за здоровье.

  • Роман Черенков
    художник декоративно прикладного искусства, специалист по арт-терапии, прошел обучение по програме профессиональной переподготовке по арт-терапии на базе НОУ Институт практической психологии «Иматон», соавтор и один из разработчиков методов «Эмоциональный арт-конструктор» и «Архетипический конструктор»
Пандемия меня, как и большинство из нас, застала врасплох. Отменилась выставка, к которой я не хотел готовиться, так как заявленная тема была связана с живым акрилом, а этот этап я уже внутри прожил и не хотелось выражать и выдавливать что-то из себя для выставки по заказу.

По большому счету вся эта пандемия лично для меня оказалась тем временем, (особенно летом) когда я вздохнул по-настоящему полной грудью. На дорогах Питера автомобильный трафик сократился в разы. Перемещение по городу стало свободным.

Помню, как я, оседлав свой велосипед, день за днем наслаждался велопрогулками в свою мастерскую в Шуваловском парке. Дверь моей мастерской практически каждое утро встречала меня своим скрипом и провожала глубокими вечерами, захлопываясь в пыльной дымке столярной мастерской.

Сначала я думал, что нужно сделать что-то похожее на коронавирус или как-то обыграть чувства, которые ДОЛЖНЫ бы рождаться в общественном сознании граждан, но не стал себя мучить и сосредоточился на мысли: "А что, если я скоро умру?"

Что я могу оставить после себя ценного моим внукам? Каким они меня будут знать? И тогда я понял, что хватит ждать и тренироваться, а самое время стоит начать делать красиво. Ведь одно дело делать красиво с помощью живого акрила, который раскрепощает чувства своей смесью цветов за пару минут. А другое дело - искать выразительную форму и доводить ее до осязаемой гармонии в течение часов и дней. Я в основном работаю с таким достаточно твердым материалом, как дерево.

Помню, что я был сосредоточен на основных формах скульптуры, идя за материалом. Практически в каждой работе я не знал до конца, что же выйдет в итоге, принимаясь за работу. Действительно, словно само дерево мне нашептывало, где сделать срез и как лучше задать форму.

Ближе к концу прошлого года, создав большинство готовых работ и переболев коронавирусом, я понял, что выжил и стал думать о том, как предъявить свои работы миру. Стал искать правильные пропорции постаментов-оснований для показа скульптур, возможности интересно преподнести работы зрителям. И, надо сказать, у меня это получилось. Я остался доволен и сейчас вхожу в новый виток токарных работ по дереву, но это уже другая история, которую я, надеюсь, отрефлексировать к следующему году.


  • Виктория Ярославова
    художник, специалист в области арт-терапии и психологического консультирования, член Российской арт-терапевтической ассоциации, член Санкт-Петербургского Творческого союза художников России (IFA). В настоящее время ведёт частную арт-терапевтическую и преподавательскую практику, активно участвует в творческой жизни Петербурга как художник, участник и организатор выставок, разработчик образовательных и арт-терапевтических проектов, в том числе - музейных.
Серия "Свет в тумане" родилась в процессе проживания мною личного кризиса, в период пандемии. Состояние "тумана", когда то, что впереди, не проявлено, знакомо каждому из нас. Неопределённость – это данность жизни, к которой приходится приспосабливаться. И я, рисуя серию работ со светящими в тумане огнями, нащупывала внутри надежду на лучшее, искала опорные точки, и, в конечном итоге, попала в состояние "здесь и сейчас". Работа над серией из 9-ти акварелей, которые я рисовала ежедневно, помогла мне перейти из ощущения "рушащегося мира" к чувству "вселенского единства", где огни на трассе из объектов реального мира постепенно обретали смысловое звучание небесных светил.